Образовательные стандарты и требования
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
С 01 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален ФГОС дошкольного образования — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента.
- Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного минимума и части, свободной от следования требованиям и, оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.
- Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.
- Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.
ФГОС дошкольного образования не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН (знаний, умений и навыков) требованиям государственного стандарта образования.
Идеологические и методологические основы новых федеральных стандартов.
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на путине прерывного образования в жизни человека.
Главный принцип ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.
Как влияет принятие новых стандартов на деятельность ДОУ?
- Признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
- Повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.
- Измененит педагогическое воздействие с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок- взрослые-сверстники» .
ФГОС дошкольного образования на практике.
Каждое ДОУ самостоятельно разрабатывает свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.
Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам (игра). То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.
Диктующая педагогика наконец-то должна быть полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменила более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 и вступили в силу с 01 января 2014 года.